papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Фэн Ю-лань, Фэн Чжи-шэн. 04.12.1895, Танхэ пров. Хэнань, - 26.11.1990, Пекин.

Серьезное внимание Фэн Ю-лань уделял роли геоэкономич. и социальных факторов в формировании специфики философии и связи последней с историей об-ва. Населению аграрного Китая «его земля представлялась миром». Изначально кит. философия тесно связана с крестьянским сознанием, что определило такие ее черты, как представления о цикличности мирового процесса, идеализация природы, неразвитость познавательной методологии (неразделенность объекта и субъекта). Немобильность населения и семейно-клановая система породили автократию и иерархичность — в результате на первый план выходили этические проблемы «кланового строя», которыми занималось конфуцианство. Отсутствие в древнем Китае «коммерческой цивилизации» древнегреч. типа привело к неразвитости математики и «абстрактного знания», приоритету «естественного» перед «искусственным», что явилось мировоззренческим барьером на пути к промышленной революции.

Связывал возникновение школ с распадом социальной системы гос-ва Чжоу к сер. I тыс. до н.э., когда образованные аристократы, оказавшись среди простолюдинов, зарабатывали на жизнь исполнением своих прежних функций (педагогич., ритуальных, оккультных, дипломатич., военных) на основе частного найма.

...

На Фэн Ю-ланя значительно повлияли разработки амер. неореалистов Ф.Э. Вудбриджа, У.П. Монтегю, идеи Венского кружка логич. позитивизма (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик) и Б. Рассела. Учитывая их аргументы против традиц. метафизики, Фэн Ю-лань конструирует философию, не содержащую высказываний относительно актуального эмпирич. мира (ши цзи) и анализирующую исключительно идеальный «истинностный» мир (чжэнь цзи). Из первопредпосылки «нечто существует» выводится четыре формальных аналитич. тезиса с соответствующими им «пустотными категориями» (кун мин), лишенными предметного содержания, — ли [1], ни [1], дао ти (см. Ти-юн), да цюань: 1) за счет «принципов», «идеальных форм» ли[1], пребывающих во вневременном и внепространств. «реальном бытии», всякая вещь относится к определенному, поддающемуся наименованию классу; 2) актуализация ли [1] в индивидуальном существовании вещей реализуется «субстанцией» ци [1], не принимающей наименований, лишенной всяких характеристик и потому сопоставимой с категорией «небытие» древнегреч. философии; 3) концепция «тела дао» (дао ти) выводится Фэн Ю-ланем из рассмотрения существования вещей в его динамике и описывает актуализацию «принципов», содержащихся в их совокупности — «Великом пределе» (тай цзи); 4) «Великое целое» (да цюань) объединяет в себе мир актуального (существующие вещи) и «реальное» (ли [1]). Конкретные вещи можно ощутить, но не помыслить (они единичны, а понятия общи); ли [1] неощутимо, но мыслимо; дао и «Великое целое» нельзя ни помыслить, ни ощутить.

Степень индивид, понимания мира и самосознания определяет принадлежность человека к определенной сфере бытия. На уровне природной (цзы жань) сферы человек не осмысляет свое поведение и подчиняется инстинкту, в утилитарной (гун ли) — руководствуется личной выгодой. К моральной (дао дэ) сфере принадлежат люди, ведомые обществ. долгом. Высшая, космическая, или универсальная (тянъ ди, букв, «небо и земля»), сфера есть собственно продукт философствования, в ней человек объединяется с миром, предстающим в ипостаси «Неба» (тянь [1]) или «Великого целого».

Ханьлинь академия, Ханьлинь-(юань).

Выражение ханьлинь (букв, «лес кистей/перьев», переносно — «литературная элита») восходит к оде Ян Сюна (I в. до н.э. — I в. н.э.) «Чан ян фу» («Высокий Тополь»). Гос. институция в старом Китае, совмещавшая функции культурного учреждения, имп. канцелярии по особо важным делам и органа идеология, контроля. Создана в 738 для составления проектов указов и науч. трудов по высочайшему повелению.

С XV в. в состав академии стали вводить особо отличившихся на столичных экзаменах на высшую ученую степень цзинь ши. После трехгодичного совершенствования в обл. конф. словесности они становились членами академии — корректорами, редакторами 2-го разряда, а затем чтецами и толкователями текстов, занимавшимися с императором. Т.о., академия превращалась в учреждение для подготовки гос. интеллектуальной элиты

В эпоху Цин (1644—1911) при участии и под контролем академии Ханьлинь активизировалась подготовка лит. сб-ков, антологий, словарей, энциклопедий, библиографич. изданий, в т.ч. создано крупнейшее аннотированное описание имп. собр. книг — «Сы ку цюань шу» («Полное [собрание] книг по четырем разделам»). Академия была также органом лит. и театральной цензуры. В числе гл. задач академии оставались помощь императору в орг-ции управления на канонич. основаниях, поддержание политико-идеологич. традиции и формирование офиц. политики в обл. культуры. Упразднена в 1911 г.

Хань Фэй. 280, царство Хань, — 233 до н.э. Крупнейший теоретик легизма, автор трактата «Хань Фэй-цзы».

...

Учился у Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию сочинений об искусстве управления. Трактат Хань Фэя был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Ши-хуаном). Хань Фэй был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником сановником Ли Сы и принужден принять яд.

Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли [1] («принцип»), толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества отд. вещей (размер, форму, вес, прочность), как «формирующий вещи узор (вэнь) [мироздания]» (там же).

формирующий вещи узор...

«Хань Фэй-цзы» — трактат одного из крупнейших теоретиков легизма Хань Фэя (280—233 до н.э.).

...

Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бу-хай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы «наград и наказаний» в «Хань Фэй-цзы» предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п.

...

Важная часть доктрины Хань Фэя — учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они «превратят эту крупицу в сто крупиц» (гл. 31).

«Хань шу» — «Книга [об эпохе] Хань», «История [династии] Хань», др. назв. — «Цянь Хань шу» («Книга о Ранней [династии] Хань», «История Ранней Хань»). Офиц. история дин. Зап. (Ранняя) Хань (206 до н.э. — 8 н.э.)

В цз. 20 дана ориг. классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифич. древности до конца III в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам

В «Хань шу» признается необходимость сочетания в управлении гос-вом этико-ритуальных норм (ли [2]) и юридич. законов (фа [1]), широкого контроля гос-ва над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала.

Хань Юй, Хань Туй-чжи, Хань Чан-ли. 768, Хэян (зап. часть совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), — 824.

...

Занимал должность гос. цензора. За антибуддийский доклад императору Сянь-цзуну «О кости Будды» («Лунь Фо гу бяо», 819; рус. пер.: И.И. Соколова, 1979; Л.Н. Меньшиков, 2001; В.М. Алексеев, 2003) был приговорен к казни, позже замененной на ссылку в Чаочжоу (пров. Гуандун) на должность начальника округа. После амнистии получил степень го цзы бо ши (д-ра академии Гоцзы сюэ), занимал должность помощника министра наказаний, помощника министра чинов и др. посты.

...

Стал инициатором движения за «возвращение к древности» (фу гу), в рамках к-рого разрабатывал лит. стиль гу вэнь, бравший за основу подчеркнутую простоту и смысловую прозрачность доциньской и раннеханьской прозы.

за возвращение к древности...

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments